21:30 

Познавательная страничка. Снимки post mortem как жанр фотоискусства

alanaenoch
Никто не может обидеть тебя, пока ты не позволишь (с)
Небольшая познавательная статья о посмертных снимках 19 столетия. Много старинных фотографий. Тема специфическая, жутковатая, но имеет место быть в истории человечества. Впечатлительным людям смотреть с осторожностью: грусть-печаль. 18+ и не для слабонервных! Если не уверены, лучше не открывайте. Я предупредила))

Вступление

В этом посте речь пойдёт о посмертной фотографии. Это не только культурное и общественное явление, а также веяние моды, но и целый жанр фотоискусства, сейчас уже отошедший в далёкие анналы истории. От него нам остались лишь старинные снимки, хранящиеся в коллекциях: современным людям они могут показаться странными и жутковато-печальными, но в своё время они были традицией и служили определённой цели – сохранить тёплую память о дорогом усопшем человеке.



Обычай этот взялся отнюдь не «из воздуха». До появления фотографии люди также старались сохранить облик ушедшего в мир иной человека, но при помощи иных средств. Этой цели служила и живопись, и скульптура, и различные виды графики. Посмертные маски появились ещё в Древнем Египте, а в Древнем Риме изготавливались восковые скульптуры знатных людей для использования на похоронах. Позже снятие гипсовых посмертных масок стало распространённым явлением, и до нас дошёл точный облик многих известных людей, запечатлённый таким образом. Эти маски использовались в том числе и для изготовления надгробных барельефов, бюстов, скульптурных портретов. Фотография уже на самой заре своего появления также нашла себе применение в этой области.




Посмертный портрет великого князя цесаревича Николая Александровича. Эстамп.

Несколько слов об изобретении фотографии. Дагеротип

Собственно «отцом» фотографии следует считать французского изобретателя Жозефа Нисефора Ньепса (1765 – 1833). Работу над этой идеей он начал ещё двести лет назад, в далёком 1816 году, а первое зафиксированное фотографическое изображение получил в 1822-ом, которое, впрочем, до нас не дошло. Первой в истории сохранившейся фотографией считается «Вид из окна» (1826). Экспозиция снимка длилась ни много ни мало – около восьми часов!


«Вид из окна» (1826). Дагеротип


«Мастерская художника» (1837). Дагеротип

Впрочем, Ньепс не смог протолкнуть своё детище «в массы». Гораздо более предприимчивым оказался художник Луи Дагер (1787 – 1851), который, что называется, довёл изобретение «до ума» и в 1839 году представил технологию дагеротипии Французской академии наук.


Луи Дагер


Для получения снимка использовалась медная пластинка, покрытая слоем светочувствительного йодистого серебра. При воздействии света на пластинке получалось изображение, которое проявлялось парами ртути и закреплялось раствором тиосульфата натрия. Экспозиция длилась от 15 до 30 минут: то есть, если вы хотели бы запечатлеть свой образ таким способом, вам пришлось бы в течение этого времени позировать перед объективом. Ну, а если вы моргнули или дёрнулись... Сами понимаете: дорогая пластинка испорчена.

Ниже – не посмертные снимки, просто дагеротипы известных людей:


Декабрист А.В. Поджио. Дагеротип


И.И. Пущин (друг Пушкина), 1845 г. Дагеротип


Декабрист С.Г. Волконский, 1845 г. Дагеротип


Декабрист С.П. Трубецкой, 1857 г. Дагеротип


С.П. Трубецкой. Можно примерно оценить портретное сходство с фотографией, хотя возраст и разный на изображениях.

Процесс дагеротипии был довольно дорогим удовольствием (впрочем, как и любая технология на заре своего появления), съёмкой занимались исключительно профессионалы, а о любительской фотографии, сейчас вполне общедоступной, тогда и речи не шло. Это сейчас мы с вами можем «нащёлкать» сотни и тысячи прижизненных фотографий, а в те времена посмертный снимок зачастую оказывался единственным портретным изображением человека. Уж по случаю похорон родные, как правило, раскошеливались...

Некоторое время назад появилось изображение, которое якобы является прижизненной фотографией (дагеротипом) Александра Сергеевича Пушкина. Подлинник это или фейк, я не знаю, и, если честно, меня одолевают изрядные сомнения. Нам предлагают поверить в то, что великий русский поэт успел воспользоваться плодами изобретения незадолго до своей гибели, как раз в период первичного становления фотографии (до 1837 года). Мистификация или правда? Кто его знает...



Искусство фотографии post mortem. Смерть: от художественного образа к сухой документалистике

Смерть всегда шла рука об руку с жизнью, она на каждом шагу настигала и будет настигать человека. Можно страшиться её и относиться к ней как к чему-то таинственному, а можно рассматривать её как неотъемлемую часть нашего существования. Детская смертность была просто огромной в те времена, да и собственно продолжительность человеческой жизни насчитывала не такой уж большой срок. В 18-19 веке она составляла в среднем около 35-40 лет, шансы дожить до глубокой старости были далеко не у всех. Смерть косила людей, пожинала свой урожай постоянно, подходя к порогу обыденного восприятия и зачастую переступая его. Как говорится, «Бог дал – Бог взял». Так и жили. Посмертная фотография приобрела популярность в 40-50-х годах 19 века в Западной Европе и США; в основном это были изображения младенцев, детей и подростков, а также людей, умерших во взрослом, но относительно молодом возрасте. Покойные средних лет и старики на таких снимках крайне редки: в образе людей, ушедших из жизни безвременно, есть что-то щемяще-пронзительное, трагично-возвышенное с художественной точки зрения. Умерший родственник, запечатлённый на снимке, становился историей семьи, фотография сохраняла его внешний облик, становясь подспорьем для памяти любящих родных.




Семейство Келлеров. Мария и Эмиль приехали в Нью-Йорк из Швейцарии. У них умер новорождённый малыш, женщина тронулась от горя рассудком, находилась в больнице какое-то время. Выйдя оттуда, Мария убила мужа и старшую дочку Анну, после чего покончила с собой. Трагедия случилась в 1894 году. Всех похоронили в одном гробу.


Изумительной красоты ребёнок. Безумно жаль...


Эдгар Аллан По


Кажется, будто девочка устала и склонилась на плечо матери. Это не так. Девочки больше нет в живых, её душа отлетела...


Родители с умершей дочерью. Взгляд этой молодой, красивой девушки устремлён в никуда... Какие чертоги созерцает сейчас её душа?


Часто умерших изображали как бы спящими.

Особенность жанра post mortem photography в том, что покойным нередко придавались естественные, присущие живым людям позы. Для придания живости им раскрывали веки, а тело поддерживалось при помощи особых штативов – как в сидячем, так и стоячем положении. Благодаря искусству фотографов на таких снимках мёртвого человека иногда бывает непросто отличить от живого. Когда на смену дагеротипии пришли иные технологии – амбротипия и тинтайп, фотографы порой пририсовывали на закрытых веках зрачки, а щекам придавали розовый оттенок.


Штатив для поддержания тела фотографируемого усопшего.


Позади ног мальчиков хорошо видны «ножки» штативов.


Иногда на первый взгляд непросто отличить живого человека от усопшего на таких фото. Обратите внимание на оттенок кистей рук стоящей девушки по сравнению с руками сидящей. Это руки трупа. Тело покойной уже «не первой свежести».


Процесс съёмки посмертного фото. Виден штатив, поддерживающий тело. Фотография будет, вероятно, крупным планом или по грудь максимум.


Очень трудно поверить, что эти молодые люди мертвы. Но выглядывающие из-за их ног подставки штативов свидетельствуют о печальном факте...


Отец и дочь. Обратите внимание на кисть руки отца, неестественно и безжизненно лежащую у головы ребёнка. Мужчина мёртв абсолютно точно. Малышка тоже: у неё связаны ручки...


На лице девочки написан то ли страх, то ли горе. Может быть, ей не по себе стоять в обнимку с мёртвым братом, а может, она просто очень его любила и готова расплакаться от утраты.


Посмертные снимки людей зрелого возраста были редкостью, факт.


Глаза сидящего на стуле мёртвого мальчика подрисованы фотографом. Впечатление поистине жуткое. Да и со стоящим что-то явно не так...


Смотреть в глаза родителям, потерявшим ребёнка, невыносимо тяжело.


На лице мужчины написана такая всепоглощающая, самоуглублённая скорбь, что сердце замирает. Не смогла пройти мимо этого фото. Здесь отец жив, это видно по положению его руки, осознанно держащей кроху за ручку.

С начала 20 века, с развитием самой фотографии, появлением похоронного бизнеса и отношением общества к похоронному процессу как к сложному публичному ритуалу, посмертная фотография начала отходить от своих позиций художественного портрета, становясь всё более документальной, призванной лишь сухо отображать само похоронное действо, запечатлевать его для истории. Акцент стал делаться уже не на самом покойном, его лице и облике – отныне в кадр включалось и убранство гроба, и интерьер помещения, в котором происходило прощание. Посмертная фотография исчезла как особый жанр, и сейчас мы нередко можем видеть фотографические репортажи с погребения известных личностей – да и не только известных. В фотоальбомах каждого из нас наверняка найдутся снимки, сделанные на кладбище...


Семейное горе: умерла мама. Эта фотография из поздних post mortem'ов, как раз запечатлевающая гроб, цветы и обстановку комнаты; это скорее хроника, чем портрет усопшей. Покойная как бы на втором плане, внимание сосредоточено на горе родных. Снимок этот был озаглавлен как «Russian Family». Платок на голове у бабушки, пожалуй, в наших традициях. Очень жалко осиротевших маленьких мальчиков... А если присмотреться повнимательнее к «стеклянным» глазам и одеревенело-безжизненному положению рук отца, то закрадывается подозрение, что ребята остались круглыми сиротами. На первый взгляд это похоже на глубочайшую скорбь и потрясение, но сдаётся мне, что это смерть.


Пример документального кладбищенского снимка. Образу покойного уже не придаётся такого значения, он находится вместе со всеми на общем плане. Печальный кадр из семейной хроники.

Сейчас, когда практически каждому человеку вполне по средствам любительская камера, да и любой, даже самый недорогой мобильный телефон оснащён ею, особая «магия» фотографии сравнялась с обыденностью. Это уже не какое-то непостижимое технологическое чудо, как бытовало на заре зарождения этого искусства; оно прочно вошло в нашу жизнь и не мыслится чем-то сверхъестественным. «Зеркалки», «мыльницы», цифровые фотоаппараты... Чего только не предлагают нам современные технологии! А когда-то дагеротипы, с которых невозможно было отпечатать копии, как с негативов, почти равнялись живописному портрету, отличаясь от него лишь большей реалистичностью. Конечно, они были быстрее по исполнению и дешевле по стоимости, чем выполненное кистью изображение, но наверняка казались тогда людям чем-то фантастическим. Но человеческая мысль не стоит на месте, прогресс шагает вперёд, технологии удешевляются и становятся доступными «широким массам». Так было с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом, телевидением... Нам остаётся сейчас только всматриваться в старые чёрно-белые снимки, многие из которых отличаются неплохим даже по современным меркам качеством, и думать о бренности нашей телесной оболочки. Что ждёт нас там, за гранью земного бытия?
Каждый узнает в свой час.

Алана Инош

@темы: познавательная страничка

URL
Комментарии
2016-01-10 в 22:47 

Спасибо!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Свет в окне оставить не забудь...

главная